Далее следует работа с гуашью, темперой, акварелью. На смену страху перед невозможностью исправления приходит наблюдательность, оценка того, что изображается. Начинается новый этап. Он базируется на полученных знаниях и навыках, обширном материале, которым учащийся уже может оперировать, будучи не просто зрителем, а участником мира, который изображает. Личностные качества, индивидуальные различия становятся ценностью. Учащийся уже способен к самоизменению и самовыражению, эмоциональной подвижности. Сталкивая личность подростка со сложными противоречивыми жизненными ситуациями, преподаватель стимулирует и активизирует проявление творческих способностей.
Учащемуся уже недостаточно иметь академические художественные умения и навыки. Его не удовлетворяет рисунок, сделанный как – нибудь. Для воплощения его самореализации необходимо расширение рамок общения.
Досугом, в котором проявляется творчество учащегося, являются выставки. В Рогачевском Государственном педагогическом колледже уже стали традиционными выставки, подготовленные к Областному Смотру художественной самодеятельности, выставки к осенней ярмарке, проводимой ежегодно в г. Гомеле. Выставки работ учащихся сопровождают проведение родительских собраний и другие воспитательные мероприятия. Важны для учащихся мини- выставки, организованные на уроке и касающиеся определенной темы. Это подстегивает учащихся к отличию. А отличие достигается разницей мышления и восприятия. Досуговая деятельность в развитии творческих способностей – проявление интеллектуальной инициативы, когда на один и тот же вопрос будет дано множество не одинаковых, но правильных и равноправных ответов. Однозначное решение одой проблемы сделает выставку серой и не интересной. Стремление выделить свою идею среди остальных в ряду одной темы подключает воображение. Его сила и яркость зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Очень важным для учащихся является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Осознание роли выставки, оценивание своего творчества мнением авторитетных для себя людей, заставляет стремиться к поднятию своего рейтинга, делать свое скромное и малозаметное рассуждение яркой фантазией.
Творческое мышление- это решение нерешенных задач. Достигается это с помощью нешаблонности, умения охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Творчество не ограничено рамками логики и поэтому допускает любую фантазию. Без нее нет творчества.
Понимание своей работы как досуговой, где одним из критериев оценивания является самостоятельность решения и оригинальность, учит учащихся смелости при выходе за рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетом, представлений, взглядов, способов мышления. И вместе с тем оно должно учить осторожности, самоотверженности и критичности в оценке новых творений. Оно должно учить человека искать не завершение, а начало пути. Если изобразительное искусство становится увлечением, досугом оно приучает человека не подгонять факты под готовые представления о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир, пригодный для понимания, а создавать понимание, пригодное для объяснения реального мира.
В чем важность воображения? Все миропонимание формируется через воображение. Если оно сковано стереотипами, то и мысли стереотипны. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминая ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилиями воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Образовательная система Учреждения образования «Рогачевский государственный педагогический колледж» выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении учащегося в мир социального опыта. Однако, передача информации от одного поколения к другому не обеспечит развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой лежат в основе процесса обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. Развитие творческого воображения учащегося возможно только в процессе творческой деятельности, в процессе решения проблемно- творческих задач.
Как же средствами изобразительного искусства помочь учащимся в формировании личности? Как развивать его воображение, чтобы оно стало не только проявлением досуга, но и источником идей для работы, любви, творчества?
Развитие творческих способностей учащихся является одной из целей всех преподаваемых мной практических уроков. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь, примерными тематическими планами , изложенными выше целями моего педагогического опыта мною были разработаны тематический план дисциплины «Развитие творческих способностей учащихся (изодеятельность)», рабочие программы по предметам специализаций «Декоративно- прикладное творчество» и «Изобразительная деятельность»- «Декоративное рисование», «Основы композиции» и «Основы композиции и цветоведения».
Если дисциплины специализаций- звено комплексного и системного, более глубокого подхода к обучению изодеятельности, то курс «развитие творческих способностей» может выбрать учащийся, специализацией которого является логопедия, музыка, иностранный язык. Обязательным для всех учащихся является предмет «изодеятельность». Этот опыт дает также свои положительные результаты по уровню профессионализма.
Радуют работы учащихся 2009 года по дисциплине «изодеятельность» Акулич Е. «Натюрморт», Бартощак О. «Натюрморт с Гжелью», Климович Е. «Завтрак», Потачиц М. «Завтрак».
Бартощак О.
Натюрморт с Гжелью
Бумага, акварель
2009 г.
Акулич Е.
Натюрморт
Бумага, акварель
2009 г. |
|
Потачиц М.
Завтрак
Бумага, гуашь
2009 г.
Климович Е.
Завтрак
Бумага, гуашь
2009 г.
Натюрморты Акулич Е. и Бартощак О. были выполнены в рамках темы «Рисование натюрморта с фруктами акварелью». Целями практической работы являются совершенствование изученных методов работы с акварельными техниками по сухой основе, «алла прима», лессировка; развитие умения линейно- конструктивного и композиционного построения.
Учащиеся самостоятельно компоновали натюрморт следуя общей идее и колориту. При работе с акварелью имели возможность познакомиться с разнообразными стилями и индивидуальными особенностями в творчестве художников- акварелистов на примере наглядно- иллюстративного материала.
Работы Климович Е . и Потачиц М. «Завтрак» является домашним заданием по теме «Натюрморт с предметами быта». Основная цель работы- совершенствование послойной живописи в технике гуаши. Выбрав одну идею «Завтрака с хлебом» учащиеся абсолютно по разному подошли к решению темы натюрморта. Потачиц М. выбрала традиционную композицию, спокойный колорит с элементами ярких пятен. Климович Е. нашла интересный композиционный подход, изменив привычную для учебной работы перспективу на верхнюю. Насыщенный колорит смотрится гармонично. Удивляет цвет падающей тени, хотя и этот факт объясняется учащейся неосимволичным отношением к черному цвету. Екатерина способна доказать, что человек способен конструировать не только свое настроение, жизненную программу, но создавать и другую реальность по законам чувств и воображения.
Чувственность, эмоциональность, способность переживать увиденное - характерная черта юношества. Особенно это проявляется при рисовании пейзажа акварелью. За небольшое количество времени (4 часа дисциплины «изодеятельность») учащиеся знакомятмя с основными методами и способами рисования пейзажа. Цель данной практической работы - совершенствование техники по сырому и использование ее элементов в работе над пейзажем, изучение последовательности рисования различного типа пейзажей в зависимости от линии горизонта, поры года, изображаемых объектов. Интересными являются импровизированные работы учащихся 2009 года Колпаковой Е., Сенчуковой В., Тукач А., Шибковой Т., Цыговой Н., Муравейко Н. (2008 г.), Щеколовой Е. (2008 г.).
Щеколова Е.
Пейзаж
Бумага, акварель
2008 г.
Муравейко Н.
Пейзаж
Бумага, акварель
2008 г.
Давыдова Г.
Пейзаж
Бумага, акварель
2008 г.
Шибкова Т.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Сенчукова В.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Цыгова Н.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Тукач А.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Колпакова Е.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Журавлева Я.
Пейзаж
Бумага, акварель
2008 г.
Всегда неожиданны работы учащихся выполненные в рамках дисциплин «Основы композиции» и «Основы композиции и цветоведения».
Декоративная стилизация- благодатная почва для проявления воображения. Важно научить человека использовать возможности своего внутреннего чутья красоты и декоративности. Сложная задача – найти яркое, красивое , звучное воплощение в форме и цвете содержания темы.
Работа над декоративной стилизацией в пейзаже заключала в себе несколько этапов. Они объединены общей целью научить видеть основу, идею в форме, вычленять то ядро, которое выражает суть и имеет перспективу художественного перевоплощения.
Лебедева Е.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009г.
Музыченко Е.
Пейзаж
Бумага, гуашь
2009 г.
Чурун О.
Пейзаж
Бумага, гуашь
2009 г.
Давыдова Г.
Декоративный пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Крыштапенко Н.
Пейзаж
Бумага, гуашь
2009 г.
Альшевская Е.
Пейзаж
Бумага, акварель
2009 г.
Малютина И.
Яблоневый сад
Бумага, гуашь, цветной карандаш, шариковая ручка
2009 г.
Малютина И.
Ураган
Бумага, гелевая ручка
2009 г.
Хомиченко Е.
Пейзаж
Бумага, гуашь
2009 г.
Журавлева Я.
К солнцу
Бумага, гуашь
2009 г.
Научить обобщать и придавать новой форме художественное содержание, активизировать процесс мышления учащихся – процесс доступный даже для начинающих . Но строиться он должен на общении. Диалог возможен только при обоюдной готовности к общению. Если учащийся до сих пор остается замкнутым по причине разных факторов, то опыт показывает, что результатами будут шаблонные, избитые варианты. Человек же творческий всегда готов к общению. И в этом доверии – ответственность педагога.
|