Пятница
27.12.2024
07:25
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Органза". Живопись в интерьере

Блог

Главная » 2010 » Январь » 12 » Из опыта преподавания_1
21:24
Из опыта преподавания_1


 «Развитие творческих способностей учащихся педагогического колледжа (дошкольное образование) как условие формирования дальнейшей  самостоятельной досуговой деятельности» - тема, ставшая необходимой для исследования с первых уроков моего преподавания предметов изобразительного цикла . Она изначально поставила много проблем, которые требовали наблюдения и анализирования.

Обобщение своего педагогического опыта я делала на основе дисциплин: «развитие творческих способностей учащихся ( изодеятельность)» , « изодеятельность», «декоративное рисование», «основы композиции», «основы композиции и цветоведения». Это позволило мне  наблюдать эволюцию  уровня  развития учащихся по предметам  изобразительного цикла от первых дней пребывания в колледже до выпускного экзамена.

Целью опыта являлся поиск и дальнейшее творческое использование тех форм работы преподавателя и учащегося, которые расширят  рамки преподаваемых дисциплин досуговой деятельностью и создадут базу для дальнейшего перспективного индивидуального развития личности. Также я ставила целью поиск таких форм досугового общения с учащимися, которые бы можно было бы использовать и после окончания ими колледжа.

Актуальность данного опыта заключается и в  возможности использования его в других учебных заведениях , чья деятельность не связана с дошкольным образованием либо изобразительной деятельностью, но имеющими также целью развитии творческой личности.

Развитие творческих способностей учащихся с вовлечением в этот процесс досуговой деятельности способно позитивно влиять на духовность человека, его эмоционально – волевую среду (чувства, волю) , познавательные процессы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Данное исследование доказывает утверждение, что быть творческой личностью, уметь рисовать может каждый, кто потратил хоть немного времени на изучение основных техник рисования. Но именно преподаватель должен создать базу для самостоятельного умения учащихся мыслить и видеть творчески, нестандартно, интересно.

Основой любого творчества является изучение ремесла, которое , при правильном подходе преподавателя , станет в дальнейшем досугом и конкурентоспособным увлечением.

 

Зачастую традиционная студийная форма деятельности педагога не оставляет шансов раскрытию творческих способностей у учащегося не имеющего базовой подготовки  в изобразительной деятельности. Исторически (начиная с античности) «студия» характеризовалась тем, что ученики , работая совместно с учителем, получали возможность научиться  и учились, вырабатывая навыки  профессиональной деятельности.

Эта апробированная веками форма обучения изобразительной грамоте в моем опыте работы просто разбивалась на замкнутых, стеснительных либо просто зажатых учащихся.

Проблема усугублялась еще и тем, что возраст учащихся - юношество, а уровень овладения основными законами  академического рисования и живописной грамоты - фактически нулевой. За четыре года обучения в колледже они должны не только постигнуть эту изобразительную грамоту, но и иметь желание сделать эти знания творческим увлечением в дальнейшем.

Сложность и проблема изучения развития и формирования влияния досуга на развитие творческих способностей учащихся обусловлена разноплановыми факторами, определяющими природу творческих способностей. Это природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Формы работы  преподавателя тоже должны быть разноплановыми.

Негативность формы «мастер- класса»  заключается в подмене творчества клонированием идей и находок преподавателя. Компенсировать это может только создание проблемных ситуаций и ,естественно, использование разнопланового наглядно-  иллюстративного материала. Не создавать себе подобного, а помочь учащемуся понять, раскрыть себя- вот основное достижение  преподавателя. Давая же учащемуся готовое решение , не возможно  привить ему  желания развиваться.

И только целостная система художественно- эстетического воспитания (включая и досуговую деятельность) способны воспитать грамотную и творчески богатую личность, развить эмоционально- ценностные качества человека.

Программа развития творческих способностей учащихся  должна основываться на личностно- ориентированном подходе   к обучению, а не на перерисовывание своей рукой работы учащегося на свой вкус и свое мировоззрение. Элементарная замена учащегося собой за мольбертом может просто разрушить характерный для этого  возраста поиск возможностей, потребность в самостоятельности и самовыражении.

В учебном учреждении с углубленной изобразительной подготовкой период юношества отличается уже сложившимся самостоятельным творческим поиском и совершенным владением умениями и навыками живописи и рисования. В педагогическом колледже по специальности «дошкольное образование» учащиеся- первокурсники имеют  чаще всего нулевой уровень и обучение их изобразительной деятельности должно начинаться с основ.  Цель преподавателя не только научить, но и развить желание дальнейшего самостоятельного поиска, расширить узость досуга, ввести элемент общения как формы досуга и в том числе творческого обучения.

В каждом индивидуальном случае педагогические находки будут индивидуальны. Но одно остается неизменным - преподаватель – не соавтор, а собеседник, помогающий разобраться в себе, в хаосе мыслей и чувств.

Живое общение  с педагогом не заменят интернет - ресурсы, иллюстративно- наглядный материал. Они - сопровождение, но ни в коем случае не « слизывание»  и не копирование чужих идей. Они - необходимое звено системы осознания учащимся своей индивидуальности, неповторимости своего художественного подчерка.

 

Новизна опыта заключается и в отсутствии специализированной литературы, раскрывающей профессиональные подходы к обучению подобного рода учащихся по «ускоренной» программе, для которых данное творческое направление не является основной специальностью. Основное внимание исследователей сосредоточено на психологических особенностях юношества.

Исследования ведутся в основном по направлениям:

1) психология творчества и воображения;

2) особенности преподавания изобразительной деятельности у школьников;

3) методика преподавания изобразительной деятельности в дошкольном учреждении;

4) разработка учебных пособий для специализированных учреждений образования, где изобразительная деятельность является профессиональной и навыки академического рисования уже имеются.

Печатные издания серии «Мастер- класс» зачастую сводятся к принципу «делай как я». Они раскрывают последовательность и поэтапность работы, не заставляя при этом размышлять ( например, возьмите кисть №… и краску «охра». Проведите линию и т.д.).   А где же  внимание к банальному вопросу учащегося «а почему?». Опыт работы подсказывает, что на занятия по акварели учащиеся принесут кисть из щетины, а не из белки, хотя рекомендации им и будут даны. И будут носить, пока не сделают собственных ошибок. Зачастую только собственный опыт может привести к пониманию сути. Поэтому ошибки- это тоже часть опыта и не стоит их стыдиться или бояться. Только понятые ошибки создают эволюцию. Их отсутствие говорит либо о гениальности ученика, либо о нечестности преподавателя.

 Практических рекомендаций, «методических копилок» в помощь  организации досуговой деятельности в развитии творческих способностей учащихся  попросту нет. А ведь специфика опыта ценная. В нем нет академической поэтапности ( начиная с пятилетнего возраста) детской школы искусств, но есть развитие индивидуального видения и способностей человека, не имеющего какой- либо изобразительной базы и не выбирающего себе изобразительную деятельность в качестве профессии, зачастую не определяющего для себя на первоначальном этапе вообще необходимость творческого развития по изобразительному искусству.

 

 Планируя работу по развитию  творческих способностей я всегда начинаю с беседы  о возможности практического применения этих способностей. Человеку нужно и важно знать, что он трудится не напрасно и то, что он делает кому-то необходимо. Видя свою цель впереди двигаться всегда легче. И эта беседа всегда погранична с досугом. Важно придать творчеству современное звучание, а не ограничиваться пониманием искусства как онтологией передвижничества.

Занятия изобразительным искусством требуют особого подхода, системности, непрерывности. Их нельзя рассматривать без опоры на психологические особенности личности. Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными.

Скучно и нудно рисовать гипсовые куб и цилиндр? Значит, необходимо совместное творчество по преобразованию этой стандартной постановки в оригинальную композицию с авторской изюминкой самого учащегося. А что видите вы за холодным рациональным гипсом? А какая форма вам ближе- куб или шар? Незаметно работа над линейно- конструктивным построением переходит в общение, в психологический тест, при котором  и преподаватель и учащийся лучше узнают и дополнят друг друга. Ведь педагог тоже учится, размышляя вместе с учеником.

Интересно, что работа графитным  карандашом учащихся успокаивает. Но успокаивает лишь в том, что ошибку легко исправить. Момент боязни чистого листа присущ всем начинающим рисовать.  Испортить маленький шедевр в виде заштрихованной чашки- это серьезно! Нельзя над этим смеяться! Исправление ошибок должно быть деликатным. Реплика «Ну и мазня!» будет достаточной, чтобы потерять желание рисовать и далее чувствовать свою ущербность. Чтобы создать чувство психологической защищенности я предлагаю учащимся рисовать не на красивой дорогой бумаге (которую обычно покупают учащиеся только начинающие рисовать), а на обычной офисной бумаге формата А 4. Обычно этот белый лист бумаги мы сразу «портим» рисуя на нем вместе, делая в уголке небрежные наброски. Первоначальная работа над композицией, перспективой, построением геометрических фигур – это дневник приобретения навыков. Но зато в будущем учащийся будет спокойно относиться к своему творчеству как к поиску решения. Особенно это важно для учащихся с низкой самооценкой. Раскрепощаясь, они становятся более внимательными, доброжелательно настроенными (без этого качества  «докопаться» до них будет сложно). Не страшно лишний раз поощрить их работу, гораздо опаснее необоснованно покритиковать. Творчество должно иметь позитивное восприятие красок мира.

Опасно на этом этапе сравнивать  свои рисунки с многочисленными образцами и эталонами. Удержать от понимания своей якобы неудачи помогает знакомство с различными техниками живописи.

Понять, что мы видим за окном одно и то же небо по разному помогает акварель и ее возможности в нетрадиционном рисовании, в технике по сырому. Учащийся увидит что он- лишь проводник в краске, которая растекается по ей понятным законам, а художник руководит этой фантазией цвета. Учащийся увидит, что даже настроение человека в данный момент изменит восприятие одного и того же. В этом суть творчества- в понимании прежде всего себя и в умении поразмыслить над этим.

Обычно учащихся страшит невозможность исправления в работе с живописью. Поэтому целесообразнее после работы графитным  карандашом попробовать поработать в цвете сухой пастелью ( ведь ее тоже можно стирать!), углем, сангиной. Более сложная техника масляной пастели.  Она ближе к масляной живописи. На занятиях по индивидуальному развитию творческих способностей я предлагаю учащимся поработать маслом. В этой технике можно нарисовать даже не сложный натюрморт. Важнее почувствовать цвет и не бояться ошибаться. Масло на основе из ДВП (собственноручно загрунтованное учащимся) дает возможность исправления.

 

 

Шкорова Д.                                                        
Натюрморт «Чайная церемония»
Масло,  ДВП

2007г.


Зубович В.
Роза
Масло, ДВП
2007 г.


Нестерович М.
Вид на колледж
Темпера, ДВП
2007 г.


Чурун О.
Натюрморт с цветами
Масло, ДВП
2008 г.

Дражина Е.
Кувшинки
Масло, ДВП
2006 г.

 

Далее следует работа с гуашью, темперой, акварелью. На смену страху перед невозможностью исправления приходит наблюдательность, оценка того, что изображается. Начинается новый этап. Он базируется на полученных знаниях и навыках, обширном материале, которым учащийся уже может оперировать, будучи не просто зрителем, а участником мира, который изображает. Личностные качества, индивидуальные различия становятся ценностью. Учащийся уже способен к самоизменению и самовыражению, эмоциональной подвижности. Сталкивая  личность подростка со сложными противоречивыми жизненными ситуациями, преподаватель  стимулирует и активизирует проявление творческих способностей.

Учащемуся уже недостаточно иметь академические художественные умения и  навыки. Его не удовлетворяет рисунок, сделанный как – нибудь. Для воплощения его самореализации необходимо расширение рамок общения.

 Досугом, в котором проявляется творчество учащегося, являются выставки. В Рогачевском Государственном педагогическом колледже уже стали традиционными выставки, подготовленные к Областному Смотру художественной самодеятельности, выставки к осенней ярмарке, проводимой ежегодно в г. Гомеле. Выставки работ учащихся сопровождают проведение родительских собраний и другие воспитательные мероприятия. Важны для учащихся мини- выставки, организованные на уроке и касающиеся определенной темы. Это подстегивает учащихся к отличию. А отличие достигается разницей мышления и восприятия. Досуговая деятельность в развитии творческих способностей – проявление интеллектуальной инициативы, когда на один  и тот же вопрос будет дано множество не одинаковых, но правильных и равноправных ответов. Однозначное решение одой проблемы сделает выставку серой и не интересной. Стремление выделить свою идею среди остальных в ряду одной темы подключает воображение. Его сила и яркость зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Очень важным для учащихся является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Осознание роли выставки, оценивание своего творчества мнением авторитетных для себя людей, заставляет стремиться к поднятию своего рейтинга, делать свое скромное и малозаметное рассуждение яркой фантазией.

Творческое мышление- это решение нерешенных задач. Достигается это с помощью нешаблонности, умения охватить действительность во всех  ее отношениях, а не только  в тех которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Творчество не ограничено рамками логики и поэтому допускает любую фантазию. Без нее нет творчества.

Понимание своей работы как досуговой, где одним из критериев оценивания является самостоятельность решения и оригинальность, учит учащихся смелости при выходе за рамки привычных, освещенных здравым смыслом или авторитетом,  представлений, взглядов, способов мышления. И вместе с тем оно должно учить осторожности, самоотверженности и критичности в оценке новых творений. Оно должно учить человека искать  не завершение, а начало пути. Если изобразительное искусство становится увлечением, досугом оно приучает человека не подгонять факты под готовые представления о них, а проверять эти представления фактами, не придумывать искусственный мир, пригодный для понимания, а создавать понимание, пригодное для объяснения реального мира.

В чем важность воображения? Все миропонимание формируется через воображение. Если оно сковано стереотипами, то и мысли стереотипны. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминая ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилиями воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Образовательная система Учреждения образования «Рогачевский государственный педагогический колледж» выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении учащегося в мир социального опыта. Однако, передача информации от одного поколения к другому не обеспечит развитие общества. Важнейшим условием такого развития является способность каждого члена общества к творческой деятельности, результаты которой лежат в основе процесса обогащения, трансформации и развития социального опыта человечества. Развитие творческого воображения учащегося возможно только в процессе творческой деятельности, в процессе решения проблемно- творческих задач.

Как же средствами изобразительного искусства помочь учащимся в формировании личности?  Как развивать его воображение, чтобы оно стало не только проявлением досуга, но и источником идей для работы, любви, творчества?

Просмотров: 868 | Добавил: Mitriy | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]